Недвижимость Строительство Ремонт Кредит Законы Налоги Договора Новости Статьи
Новостройки
Киева
Своя квартира Агентства недвижимости Гостиницы Новостройки Ипотека Страхование Нотариусы
ГлавнаяСтроительствоАрхитектура • Эклектика
    Размещение обьявлений
  • » обьявления размещаются на доске обьявлений на 30 дней
  • » обьявления появляются на сайте сразу же после подачи
  • » обьявления подаются бесплатно: строительство, ремонт

Эклектика

Эклектика в архитектуре

Эклектика в архитектуреЭклектика, также эклекти́зм (греч. εκλεκτός, «избранный, отборный», от греч. εκλέγω, «выбирать, отбирать, избирать») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении.

Термин эклектика введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В дальнейшем термин эклектика получил более широкое использование.

Эклектика прочно заняла свое место в современной жизни. Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга. Секрет архитектуры эклектики заключается в ограничении двумя-тремя стилями и объединении их за счет фактуры, цвета и тд.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и историзм (для второй половины XIX века).

Стилю эклектика присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.

Эклектика в архитектуреФормы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый архитектурный стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Историки считают, что в XIX веке число построенных зданий, вероятно, превосходило все предшествующие периоды, вместе взятые. Строгий официальный ампир уже не мог удовлетворять всем требованиям столь массового строительства. Ампир был стилем торжествующего государства. А Европа сотрясалась от революционных движений, от бесконечных волнений растущего рабочего класса. Ампир стал вызывать раздражение современников.

В России первым об этом публично заявил Николай Васильевич Гоголь, который очень любил и понимал искусство архитектуры. В начале 1834 года он написал статью "Об архитектуре нынешнего времени". В ней - примечательные строчки, посвященные стилю империи:

Архитектура эклектика"Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Дома старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей...И этою архитектурою мы еще недавно тщеславились, как совершенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!..

ампир
античность

барокко
византия
восточный стиль
готика
деконструктивизм
египетский
классицизм
конструктивизм
модерн
неоклассицизм
органика
постмодернизм
ренессанс
рококо
романский
романтизм
функционализм
хайтек hi tech
эклектика
японский стиль

Новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что, прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую.

...Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…»

Статья была написана как раз в те годы, когда во всех губернских городах России возводили совершенно одинаковые, без каких-либо украшений, желто-белые общественные здания с обязательным портиком посредине. То был официальный ампир, столь любимый Николаем I. Одинаковость зданий тешила душу императора, обожавшего четкий солдатский строй.

По его твердому убеждению, подобное однообразие свидетельствовало о наличии в государстве дисциплины и порядка.

По мнению же здравомыслящих людей, в том числе и Николая Васильевича, новые города поражали своим казарменным однообразием. Не случайно А.И.Герцен назвал Россию времен Николая I "фасадной империей".

Протест Н.В.Гоголя - явление вовсе не случайное. Каждый стиль архитектуры, достигнув своей вершины, неминуемо клонится к упадку, уступая место новому нарождающемуся стилю архитектуры, который идет ему на смену. Но, увы, стиль, готовый прийти на смену классицизму, еще не родился. Хотя все его ждали с нетерпением.

Как пишет знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих: "Люди нередко представляют искусство в целом как средство "выражения", и до какой-то степени они правы". А когда нет выбора, не может быть и самовыражения.

"Простой пример проясняет ситуацию, - продолжает Гомбрих. - Когда мы говорим: женщина "проявляет свою индивидуальность" в манере одеваться, мы имеем в виду, что сделанный ею выбор отражает ее фантазии и предпочтения".

Так и при бурном строительстве бизнесмен или городской политик, задумавший построить новую фабрику, школу или музей, хотел получить за свои деньги отражение своей индивидуальности.


We at Google+