Понятие - архитектура
Архитектура - (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) или зодчество — это одновременно наука и искусство проектирования зданий.
В широком смысле слова архитектура — это организация среды обитания человека, начиная с проектирования городов, вопросов организации городской среды, ландшафтной архитектуры и заканчивая дизайном мебели и внутреннего убранства зданий.
По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота — и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало к понятию архитектура — целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.
Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени.
В последние десятилетия, после периода модернизма (не путать с модерном), с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектура почти неизбежно стала отрываться от функции. Форма стала зависеть не от материала, как во времена Витрувия, а от претензий заказчика или автора - архитектора, и формула Витрувия стала уделом студентов и «классицистов».
Архитектура - искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.
Выйдя на улицу, мы сталкиваемся с архитектурой на каждом шагу, и давно свыклись с этим. Лишь иногда особо талантливый проект заставляет нас останавливать свой взгляд – конечно же, речь идет об архитектуре. Сам термин "архитектура" произошел от греческого "искусство располагать, строить и украшать здания", включив в себя также такие отрасли как строительное искусство и зодчество.
Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.
Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство архитектура складывается к V в. до н.э. в античной Греции.
Архитектура как динамично развивающееся искусство
Архитектура делится на огромное разнообразие стилей. Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от "стиля эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей архитектуры и наконец - индивидуальных авторских стилей архитектуры.
"Стиль эпохи" (архитектура романского стиля, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.
Великие стили архитектуры - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир (вариация позднего классицизма) - обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили архитектуры охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.
Архитектура в стилях развивалась асимметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному, однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному и резко - от сложного к простому.
Романская архитектура сменяется готикой в течение более ста лет - от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский стиль и готика тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей - первый. Именно в романском периоде архитектуры создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа архитектуры. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей.
В пределах готики затем зреет архитектура ренессанса. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили архитектуры.
То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы архитектурного стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение).
С возникновением ренессанса снова наступает период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир.
Причины смены пар стилей в следующем. Действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль архитектуры созданный - первичный стиль, а преобразованный - вторичный. Вторичный стиль рождается в результате усложнения первичного. Эта вторичность создает некоторый отрыв стиля от строгих идеологических систем, возможность для вторичных стилей обслуживать прямо противоположные идеологии - прогрессивные и реакционные. В первичных стилях связь с идеологией гораздо более глубока. В своем начале романский стиль отражает идеологию развивающегося феодализма, а классицизм обслуживал идеологию абсолютизма. Кроме того, вторичность связана с появлением иррационализма, ростом декоративных элементов...
|