Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.
Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.
В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В к. 14 в. Европу охватила т.н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV—XVI века применяется термин «неоготика».
Готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, это явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека. Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле после гибели породившей их цивилизации.
В эпоху Возрождения такую радость испытывали новооткрыватели античности, откапывая мраморную статую идеальных пропорций или чудесно расписанную амфору. А ведь искусство средневековья долго пребывало скрытым, хоть и не в земле, но не менее надежно под тяжелым пластом непонимания. Но вот наступило прозрение, и красота этого искусства покорила сердца, уставшие от выхолощенных норм классицизма.
Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов). В Италии эпохи Возрождения так назвали средневековое искусство Северной Европы — художественный стиль, господствовавший в странах Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы между серединой XII в. и XV—XVI вв.
В готической архитектуре, сменившей романский стиль, отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.
Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота потолка в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кельне в Германии 157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).
Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.
Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах - «нервюрах», а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»).
Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур.
На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи.
Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности.
Уже в V — VII вв. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Но этого мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. Высказывались и иные гипотезы относительно происхождения этой системы (Древний Рим, Ломбардия, даже Англия).
Однако в позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами, и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в.
В силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому.
Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным.
Основанный в 1150 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».
А, кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия — с такими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан — истинными сокровищницами готического искусства.
Более трех столетий продержалась готика во Франции:
- последняя треть XII и первая четверть XIII в; — ранняя готика;
- с 20-х гг. до конца XIII в. — зрелая, или высокая готика;
- XIV — XV вв. — поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение.
Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредоточивал главное внимание.
Именно совершенствованию опорной системы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем строительстве.
Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов — полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы — контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, — все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция.
Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.
Готический и романский стили - единство и противоположность
Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века.
Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.
Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики.
Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.
Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.
Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности.
В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:
- пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»),
- вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»)
- насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).
Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:
- благородство форм нового здания,
- значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма,
- тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления,
- своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями,
- «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»,
- большую высоту нового здания — как раз на высоту окон.
Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.
Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.
Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.
Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ.
В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.
Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готика предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.
Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.
Французская готика
Романская архитектура разных областей Европы развивалась своими путями, готический стиль распространялся из одной школы. Первые элементы нового стиля возникли в поздний романский период в первой половине XII в. Иль де Франс, на севере Франции, где не сказалось влияние античного наследия, и романский стиль не получил значительного распространения.
Монашеские ордена цистерианцев и доминиканцев, а также строительных артелей распространили новые творческие идеи во все доступные области. Со временем готическая архитектура проникла в другие страны, и стала универсальным общеевропейским стилем.
Готический стиль отличается от предшествовавшего ему романского стиля, и последующих ренессанса, барокко и классицизма, это единственный стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объемную композицию.
Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля, так как обозначает готское, т.е. «германское, варварское». В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).
Cобор Парижской Богоматери
Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры.
Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему служит историческим символом, по-прежнему воспринимается нами как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.
Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни, и мы забываем, что он призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавшей при покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон).
Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах или константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин не только в веках, но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественной культуре создавшего его народа.
Восхищение Виктора Гюго Западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именно это соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще не исчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефной базилики.
Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бы находит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов. И даже длинная горизонталь «галереи королей» не в силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний.
О готической скульптуре мы скажем в дальнейшем. Но тут же отметим ее огромную роль в готическом храме, общий облик которого рождается из сочетания архитектурных форм и, как каменные цветки, вырастающих вместе с ними бесчисленных изваяний — статуй или рельефов.
В соборе Парижской Богоматери строгое величие и благородная мощь западного фасада, завершенного в 1245 году, сменяются с северной стороны изысканностью фасада трансепта, возведенного Жаном де Шеллем в конце 50-х годов XIII века, а противоположный ему южный фасад, законченный Пьером де Монтрейлем, с выбеленными временем ребрами аркбутанов и пышной, ажурной, радостно царящей на фасаде кружевной каменной розой, характеризуется утонченной гармонией хрупких форм, неожиданных после сдержанного могущества и уверенной крепости западного фасада.
Те же изменения останавливают внимание внутри Парижского собора: прекрасные, приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с большими четкими окнами, над которыми парит легкий крестовый свод. Из густого мрака их головокружительной высоты, горят и сияют нетленным светом витражи их огромных, рассыпающихся дробным рисунком роз. В сравнении с ними скупо разделенная на отдельные лепестки, снабженная мощным каменным каркасом, роза западного фасада представляется гораздо более строгой и простой, в соответствии с общим характером фасада.
История возведения храма, смена руководящих работами мастеров и одновременная эволюция готического стиля ясно выражены и в скульптуре, оформляющей фасады собора Парижской Богоматери. Несколько метров, отделяющих правый портал западного фасада — портал Анны,— от центрального портала, наглядно передают путь развития готического рельефа от ранней готики к ее зрелому этапу.
Фигуры в старой части тимпана портала Анны, относящейся к 1160-ым годам, неподвижны, негибки и жестки; их пропорции коротки, складки одежд переданы графически, а рельеф плоскостей и низок, в то время как в исполненном около 1220 года тимпане «Страшного суда» в центральном портале все фигуры обрели вытянутые, благородные пропорции, изящество и стройность. Складки одежд ниспадают легко и свободно, сдержанный жест Христа полон мягкости и благоволения, нижний ярус тимпана со сценой «Воскресения из мертвых» (реставрирован в XIX веке) построен на единстве сильных и плавных движений восстающих из гробов и воспринимается как льющаяся сплошным потоком река из подымающихся тел.
Сравнение сохранившихся голов статуй правого и центрального порталов западного фасада Парижского собора особенно поразительно. Голова Давида правого портала была создана мастером, еще находящимся в плену романских методов трактовки формы, но уже ощутившим богатейшие психологические возможности пластики. Романская фронтальность, массивность форм, орнаментальная разработка черт соединяются с тенденциями к смягченной моделировке лица и его внутреннему одухотворению.
Голова апостола, по-видимому, с центрального портала западного фасада собора, выражает новое художественное мировосприятие. Романская графическая и орнаментальная разработка формы уступила место богатой живописно-пластической характеристике. Тонкая пластическая моделировка лица, благородство пропорций головы с высоким лбом, естественная и изящная свободная пластическая трактовка волос и бороды сближают это произведение с работами классицизирующего направления в готической скульптуре, развивающегося в первой половине XIII века.
Внутренняя значительность образа, ореол глубокой сосредоточенности соответствуют общему духу той «строгой классики», того сдержанного одухотворенного благородства, которыми отмечена скульптура портала, и ставят его в число лучших произведений пластики начала XIII века.
Величавым покоем дышит композиция тимпана Богоматери (между 1210—1220 гг.), привлекая простотой общего рисунка, благородством поз, сдержанностью жестов, серьезностью и значительностью лиц, элегантностью легких драпировок. Дух размеренного, сдержанного величия, благородного равновесия и достоинства господствует в сохранившейся до наших дней скульптуре западного фасада.
Скульптурное оформление северного и южного фасадов представляет иную картину. В северном портале, исполненном под руководством Жана де Шелля около 1250 года, движения фигур стали оживленнее и разнообразнее, изящные драпировки падают широкими складками, появилось множество подробностей и второстепенных деталей, до которых художник не снисходил ранее.
Количество сцен значительно увеличилось, и тяга к подробному повествовательному рассказу, полному бытовых занимательных сцен, определилась здесь в своих основных чертах уже в 50-х годах XIII века, в то время как в другие скульптурные школы Франции она придет значительно позже, к самому концу столетия, и будет успешно развиваться на протяжении всего века.
Южный портал, посвященный св. Стефану, был начат, судя по сохранившейся на его цоколе надписи, 12 февраля 1258 года при Жане де Шелле и завершен Пьером де Монтрейлем. В его скульптурном оформлении продолжает развиваться тенденция к детализованному рассказу, к натуралистичности многочисленных персонажей, сцен, ситуаций, действий и дополнительных аксессуаров, наметившаяся уже в северном портале и достигнутая скульпторами ценой утери идеального величия и монументального единства, характеризующих декорацию западного фасада.
Соборы Буржа и Амьена
В соборе Буржа также ясно прослеживается проявление нескольких художественных индивидуальностей — архитектора, начавшего строительство и, видимо, создавшего план, возведшего хор и обход, замечательные своей изысканной строгостью и простотой, начавшего строительство трифория, служившего обходной галереей вокруг собора, и второго мастера, с необычайной дерзостью воздвигнувшего грандиозные аркады центрального и боковых нефов, покоящиеся на могучих, сильно вытянутых в высоту столбах, заменившего стройные стрельчатые проемы трифория широкими пролетами во всю ширину травеи и оправившего его в роскошную орнаментальную раму.
Амьенский собор, вершина готической архитектуры, еще более совершенный по своему пропорциональному строю и гармоническому соответствию всех частей здания друг с другом, по классической ясности своего плана, из которого с четкой последовательностью извлекаются основные пропорциональные соотношения архитектурных форм, по уверенности и ясности технического исполнения, в то же время рождает ощущение приближающейся опасности омертвения творческого метода, давшего столь совершенные результаты, что дальнейшее развитие в этом направлении кажется невозможным. Высота среднего нефа Амьенского собора равна одной трети его длины.
|