Вслед за продавцами квартир, умеривших аппетиты, затянуть пояса приходится и тем, кто приводит жилье в «божеский вид» — мастерам-ремонтникам. На этом фронте до финансового кризиса наблюдалась сплоченность: «золотые руки» плавно повышали тарифы на услуги.
Но сейчас в их рядах возник раскол — появилось множество демпингующих «предателей». А те, кто еще держатся за старые расценки, думается, скоро останутся не у дел: спрос на ремонты с сентября упал уже на 30—50%, и это лишь первый звоночек.
Объективных причин для «демократизации» расценок — выше крыши. На порядок упали продажи на вторичном рынке — отсюда аналогичное уменьшение заказов от их покупателей на ремонты. Замирают стройки. Мало того, что будет все меньше сданных новых квартир, нуждающихся в доведении до кондиции силами профильных мастеров: часть уволенных с новостроек рабочих формируют бригады «шабашников», которые в борьбе за клиентов устанавливают бросовые цены и теснят с рынка «старых волков». Растет конкуренция, а значит, расценки должны падать. Наконец, грядет сезонный спад спроса на ремонты, что также ударит по стоимости услуг.
Но «мертва теория, мой друг», поэтому мы прибегли к практике и опросили свыше 50 участников рынка — бригадиров, мастеров-одиночек и представителей специализированных фирм. Интересная «картина маслом» нарисовалась: больше половины из них уже скинули цены на 20—30%. А большинство из тех, кто еще не пошел на уступки, готовы на них, как только отработают старые заказы. И лишь единицы надеются сохранить статус кво, рассчитывая на привлечение сговорчивой клиентуры за счет рекомендаций прежних заказчиков, высокого качества работ и сравнительно невысоких нынешних цен.
«В расценках наступит «коммунизм»
Наверное, это тот случай, когда большинство (те, кто уже скинули цены) — правы. Ибо прав клиент, не готовый платить по-старому.
Геннадий Савенко, назвавшийся «скромным электриком», говорит: «Мерседесы не покупаю, а на хлеб мне хватает. Посмотрите на мои цены (посмотрели — на треть ниже среднерыночных. — Авт.), и то заказчиков мало: позвонил человек, спросил — и все. Сейчас скромнее надо быть, в расценках наступит «коммунизм»: кто поумнее, снизят их на 30%, и то я не уверен, что это привлечет людей».
«С сентября на треть стало меньше заказов, — констатирует бригадир Юрий Лабзенко. — Наш главный клиент — средний класс, а ему сейчас из-за кризиса не до ремонтов. Часто люди, уже предварительно договорившись, отменяют заказ. Мы снизили цены на 30%, за счет этого и держимся. Много добавилось мастеров, уволенных со строек, конкуренция бешеная: на рынке «Юность» толпа «шабашников» стала в 2 раза больше. И если раньше бригады из Западной Украины брали за работу 70—80% от расценок киевлян, то сейчас согласны и на 50%. Мой прогноз: если так дальше пойдет, то, может, всем коллегам придется наполовину цены скинуть».
«Если кризис продолжится, будем на 20—30% дешевле работать, — признает бригадир маляров Надежда Горбатюк. — Уже и сейчас, когда видим, что хозяева небогатые, столько уступаем. Но конкуренции со стороны новых бригад пока не чувствуем — у каждого свой клиент».
Бригадир Сергей Гунченко говорит: "Кризис по нам уже ударил. Меньше сдается новых домов — меньше новоселы ремонтируются. Рынок «вторички» замер — опять же, заказы «усыхают». С сентября вдвое сократилось число желающих привести в порядок квартиры! Пришлось вступить в ряды «демпингующих»: пока цены снизили на 20%, но морально готовы еще на столько же".
«Мы уже торгуемся с заказчиком на 10—15%, а на зиму по-любому скинем еще 15—20%, — говорит прораб комплексной бригады Сергей Кравченко. — Тут и конкуренция сработает, и зимний «не сезон».
Замдиректора компании Proxima Андрей Перебейнос: «Уже отреагировали 10%-м снижением расценок на все работы, но надеемся на этом остановиться. Ведь кризис в Украине — больше в мозгах, чем в реальности».
«Классная работа будет стоить не дешевле, а на 25% дороже»
Хватает и тех, кто не намерен сдавать взятые ценовые высоты. Послушаем аргументы этих оптимистов.
Исполнительный директор компании «Гэйл» Дмитрий Есипчук: «До конца года расценки уменьшать не будем: заказов пока хватает, а там — посмотрим. Рентабельность у нас невысокая, все сотрудники хотят получать зарплату, а ее снижать не получается».
Директор фирмы «О. Н. К. » Борис Балабан также бодр: «Мы набрали объектов еще в сентябре, до начала явного кризиса, поэтому и цены пока держим. Трудностей с клиентами ожидаем весной — тогда и решим, как быть с прайсами».
Жестко настроен бригадир маляров Станислав Погребняк: «Пускай иногородние, которые зубами за Киев держатся, цены спускают — они нам не конкуренты. Профессионалов среди них мало: делают ремонт по дешевке, а потом хозяева хватаются за голову и нас приглашают переделывать. Наша работа — классная, она будет стоить не дешевле, а с Нового года еще на 25% дороже».
«Заказчиков хватает, 80% их приходят по рекомендациям прежних клиентов, поскольку качество у меня отличное, — говорит мастер-одиночка Леонид Саматин. — Расценки держу средние и снижать их не намерен. Вообще-то, не беру объект, если в день не заработаю на нем $80».
На чем можно сэкономить
«Только не экономьте на здоровье», — предупреждают профи: многие стройматериалы выделяют вредную «химию». Они знают — какие, и уберегут вас от их покупки А вообще, реально сэкономить немало:
- ангажируя не фирму, а частников — 20—30%;
- торгуясь по расценкам, названным мастерами, можно "сбить" 10—20%;
- покупая отечественные шпатлевки и краски (на 20—30% дешевле импортных аналогов), самовыравнивающиеся смеси (до 50% дешевле);
- доверив покупку стройматериалов мастерам (они обычно имеют скидки в магазинах и на базаре) — еще 5—10%.