В нескольких шагах отсюда горит иллюминация, и сверкают зеркальные остекленные фасады. Но сюда не заезжают дорогие иномарки, сюда не водят иностранные делегации. Здесь совсем иная жизнь.
Вроде никто и не помнит, что живут здесь наши граждане, киевляне, налогоплательщики и избиратели. Их просто никто не замечает. А опасность буквально висит у них над головой.
Недавно в Одессе рухнул дом. Это были не происки террористов и не авария. Дом развалился от старости, а люди всего за несколько минут до обрушения успели выбежать.
В аварийных и ветхих домах в Украине проживает более 200 тыс. человек. А капитального ремонта требует каждый третий дом. НИИ строительного производства каждый квартал обязан составлять реестр аварийно опасных объектов. Однако узнать, какие здания в этом реестре, не всегда просто - информация для служебного пользования.
Но даже если власти не желают обнародовать эти сведения, они обязаны сделать дома хотя бы безопасными.
Помимо разрушения конструкции дома, в некоторых домах, причем в центре города, отсутствуют коммунальные услуги. Воды нет, канализации нет, приходится в туалет бегать через два двора. Нечто подобное я видела в нескольких кварталах от Софийского собора. У моего знакомого там была художественная мастерская. Здание еще куда ни шло, а вот туалет как в гетто.
Люди, оказавшиеся в таких домах, не могут купить себе другое жилье, Получить квартиру по очереди тоже весьма проблематично с учетом темпов жилищного строительства.
Есть дома, которые были признаны аварийными еще в 1985 году. Рушатся и памятники архитектуры. Так, развалился на наших глазах памятник культуры на Липской, 10, много лет простоявший без присмотра. А что содержать их не на что, подтвердил Руслан Кухаренко, начальник столичного управления охраны культурного наследия, - на этот год в городском бюджете на реставрационные работы предусмотрено 4 млн. грн., которые будут использованы для восстановления нескольких церквей.
Униженные и оскорбленные
Купить или продать квартиру в аварийном доме нельзя. Раньше, если у человека условия жизни были хуже, чем у других, он платил 50% квартплаты. Сейчас люди платят за конкретные услуги: за воду по нормам потребителей или по счетчику; за отопление, исходя из количества квадратных метров площади и т.д. Ветхость дома в расчет не принимается.
Раньше каждые 25 лет в доме полагалось делать капитальный ремонт, через 30 лет - полностью менять подземные коммуникации, а через 50 - реконструировать с отселением жильцов. Сейчас бюджетные ремонты ограничиваются покраской поверх старой побелки, которая вскоре отваливается. Но зато чиновники рапортуют: в стольких-то домах сделаны ремонты.
В поисках выхода
Есть несколько возможностей решения данного вопроса. Можно привлечь инвесторов для того, чтобы они расселили данный дом или группу домов, и построили на данном месте или бизнес-центр, или жилые дома. Но, как вы понимаете, этого можно ждать долго и не дождаться.
Другая возможность - это снос здания для строительства, которое осуществляет непосредственно сам город. Она зависит от финансирования из городского бюджета. Ни один город не может потянуть такую программу самостоятельно.
Еще одна возможность - это механизмы реализации закона о социальном жилье. Но, хотя закон и был принят, он не работает ввиду отсутствия подзаконных актов. С первым приходом в мэры Леонида Черновецкого много говорили о строительстве социального жилья, дали же очередникам в прошлом году всего 2700 квартир, а осталось на квартучете 120 тысяч семей.
Вот и получается, что жильцам аварийных домов приходится уповать разве что на Всевышнего.