Страхование жизни в Украине набирает обороты. В 2007 г. прирост страховых премий по лайфовому страхованию составил 73,9%. По оценкам экспертов, подобная динамика сохранится и в будущем году. Отечественные граждане все больше интересуются накопительными пенсионными программами.
Благо, выбор есть — банковские пенсионные программы, продукты НПФ или накопительное страхование жизни. Сейчас в Украине услугами страхования жизни воспользовались более 2,8 млн. граждан (около 6% всех граждан).
Новый виток развитию страхования жизни должно дать инвестиционное страхование (unit-linked). В новой редакции закона «О страховании» предусмотрено внедрение такого вида страхования.
Под инвестиционным страхованием понимают вид накопительного страхования жизни, который предусматривает обязательство страховщика осуществить после окончания действия договора страхования или во время его действия страховую выплату, размер которой зависит от результатов размещения средств по договору в специальных инвестиционных фондах.
«На рынке Украины на протяжении последних нескольких лет наметилась тенденция к европеизации и интеграции в мировую экономику. Так, 5 февраля 2008 г. в Женеве состоялась церемония подписания документов о приеме Украины в члены Всемирной торговой организации. Это сигнализирует о том, что законодательство будет меняться и адаптироваться к условиям рынка.
Думаю, что unit-linked будет легализован довольно быстро и его продажи на украинском рынке начнутся уже в начале следующего года. Компания «Оранта-Жизнь» будет рада предложить своим клиентам такой замечательный продукт, как unit-linked, когда появится такая возможность. Мы активно готовимся к этому событию»,— рассказывает Дэвид Орен, президент СК «Оранта-Жизнь».
Инициатива появления этого вида в новой редакции профильного закона принадлежит Всемирному банку. Такой вид услуг очень популярен в Центральной и Западной Европе. В некоторых странах на его долю приходится около 80% заключенных СК договоров страхования жизни. Хотя появился он сравнительно недавно, в 90-х годах XX века.
В Польше и Венгрии доля инвестиционного страхования на совокупном рынке страхования жизни в 2006 г. составила 46 и 59% соответственно, в Эстонии — 65%, Латвии — 54%, Литве — 77% в 2007 г. На основных рынках Европы в 2006 г. за счет продуктов инвестстрахования страховщикам удалось привлечь больше премий, чем по накопительному и пенсионному страхованию (в 2001 г. доля инвестстрахования составляла лишь 36%), а рост продаж данного класса продуктов составил 10%.
Застраховать или заработать?
Суть нового продукта заключается в том, что клиент, заключающий со страховой компанией договор инвестиционного страхования, может не только накопить себе на пенсию, но и повлиять на процесс инвестирования своих средств. Выгода, казалось бы, очевидна для клиента: кроме гарантированной доходности (по накопительным программам страхования жизни она составляет 4%) он может получить дополнительный доход.
Но только в том случае, если его ставка сыграет, т.е. инвестиции принесут доход. Именно в этом и кроется главная опасность инвестиционного страхования — клиент рискует не только не получить дохода от инвестирования средств, но и вовсе потерять их.
Страховщики расходятся во мнениях, должна ли страховая компания гарантировать клиенту определенный уровень доходности. По мнению генерального директора СО «Вексель-Жизнь» Леонида Скопича, риск неполучения прибыли должен полностью лежать на клиенте. Аргументами в пользу такого мнения может быть то, что клиент сам выбирает политику инвестирования и объекты для вложения собственных средств.
А если выбор принимает клиент, то и отвечать должен за него сам. Но здесь следует отметить, что отечественные граждане практически не имеют опыта инвестирования. Большинство средств они вкладывают в банковские депозиты или недвижимость. Поэтому страховщикам, решившим внедрять услугу инвестстрахования, придется объяснять клиенту возможные выгоды и потери в зависимости от выбранного объекта инвестирования.
«Мы не ожидаем, что все клиенты будут владеть ситуацией на рынке и располагать информацией куда нужно вкладывать деньги, а куда не стоит. Консультирование клиентов в этом виде страхования будет занимать одно из важнейших мест в политике продаж компании, поскольку от того, насколько качественно на момент заключения договора мы сможем донести клиенту специфику этого продукта, ровно настолько он останется им доволен в будущем»,— рассказал Дмитрий Грицай, и.о. руководителя департамента страхования СК «Юпитер».
Для этого многим страховым компаниям придется обучить агентов, которые будут продавать полисы инвестстрахования, ведь нередко бывают случаи, когда агент в погоне за вознаграждением продает клиенту продукт, не объяснив все «за» и «против».
Но даже подробные консультации специалиста не всегда помогут клиенту. По словам инвестиционщиков, проблема украинского фондового рынка в том, что он практически все время растет. Конечно, недооцененность активов, огромные перспективы, иностранные инвестиции и прочие факторы повышают стоимость отечественных активов.
Но население, инвестирующее деньги в растущий фондовый рынок, не всегда готово к падению доходности вследствие кризиса. Поэтому в начале 2008 г., когда последствия ипотечного кризиса стали очевидны и для Украины, многие граждане, инвестирующие в инвестфонды, поспешили забрать свои средства. Подобная ситуация была и в странах, которые уже ввели инвестиционное страхование.
После кризиса 2001-2003 гг. страховщики в целях предотвращения сокращения поступления премий по UL пошли на уступки клиентам и ввели гарантии возврата вложенных средств или минимальную гарантированную доходность. К примеру, в Польше и Венгрии компания Aviva продает UL-продукты с гарантированной доходностью 2,25 и 2% соответственно.
Предполагается, что в Украине при заключении договора инвестиционного страхования клиентам будет предложено несколько инвестиционных программ — консервативная (предполагающая инвестирование в банковские депозиты, государственные ценные бумаги), рисковая (инвестирование в акции, облигации и банковские металлы) и смешанная, в которой страхователь должен будет определить, в какой пропорции вкладывать в средства консервативные и рисковые активы.
Кроме того, страховым компаниям придется активнее привлекать к сотрудничеству компании по управлению активами или обучать собственных специалистов. Сегодня многие страховые компании создают свои КУА или подписывают договоры о сотрудничестве с уже действующими КУА. По такому пути пошли СК «Инго», «Универсальная», «ТАС».
«Страховая компания (КУА, которая будет управлять портфелем) не может брать на себя рыночный риск, но она будет делать все, чтобы стоимость чистых активов по инвестиционному страхованию росла, так как от этого будет зависеть ее вознаграждение за управление. Возможно, по самым консервативным портфелям с наименьшей степенью риска будет предоставляться гарантированная доходность, но только в том случае, если это будет разрешено законом»,— отмечает Игорь Гурский, директор департамента по управлению активами СК «Универсальная».
Кроме того, как отмечают страховщики, целесообразно заключать долгосрочные договоры инвестиционного страхования. На растущем рынке кратковременные колебания нивелируются ростом в долгосрочной перспективе.
Первопроходцы инвестиционного страхования
Страховщики рассказывают, что неофициально уже предоставляют услуги инвестиционного страхования в Украине. Правда, только юридическим лицам. «Некоторое подобие инвестиционного страхования в нашей стране начинало работать несколько лет назад, до принятия нормативных ограничителей по формированию страховых резервов. И уже сейчас есть ряд предприятий, понимающих привлекательность инвестиционного страхования.
Одним финансовым источником предприятие может убить трех зайцев: получить серьезный мотивационный рычаг влияния на работающий персонал, решить социальный вопрос (причем серьезно при этом экономя на налогах); получить прибыль (доход) больший, чем предлагаемый банками, кредитными союзами.
Здесь, конечно, достаточно серьезную по своей привлекательности альтернативу смогут предложить компании по управлению активами (КУА), различные инвестиционные фонды, т.е. финансовые институты, система которых находится в процессе становления. Но плюсом инвестиционного страхования является именно его многозадачность»,— поясняет генеральный директор СК «Крона Жизнь» Максим Салий.
Но главным стимулом для предприятий, заключающих договоры страхования жизни сотрудников, нередко является возможность возврата средств. То есть возможность частичного рефинансирования предприятия его же средствами, которые, естественно, будут гораздо дешевле банковских кредитов. Таким образом, инвестиционное страхование в первую очередь вызовет больше интереса у предприятий и организаций, чем у физических лиц.
«Как правило, предприятия и организации, являющиеся потенциальными покупателями этого продукта, уже имеют проекты и объекты дли инвестирования. Однако это вовсе не означает, что страховая компания уберет инвестиционное страхование из линейки продуктов, предлагаемых физическим лицам. Просто, долевое участие, доверительное управление деньгами у нас пока не пользуется большой популярностью среди людей»,— отмечает господин Салий.
Кроме того, зачастую у предприятий, обращающихся в страховую компанию, уже есть свой инвестиционный проект или разработанная инвестиционная стратегия, что значительно минимизирует затраты времени и ресурсов страховщика на разработку инвестстратегии.
Что касается клиентов физических лиц, то в зависимости от рисковости выбранной программы инвестирования средства клиента будут инвестироваться в инвестфонды, находящиеся под управлением КУА, с которыми заключены договоры. Как раз с развитием инвестиционного страхования на украинском рынке могут появиться крупнейшие западные инвестиционные фонды.
«Действительно, национальный фондовый рынок еще несильно развит, но ситуация вскоре изменится. Я предполагаю, что, как это ранее случилось в других странах Восточной Европы, вскоре на украинский рынок зайдут крупные международные инвестфонды, такие, как Merrill Lynch и Fidelity, которые будут сотрудничать с местными страховыми компаниями»,— уверяет господин Орэн.
При этом клиенты компаний по страхованию жизни, уже заключившие договоры накопительного страхования жизни, вряд ли смогут переводить классические продукты в продукты unit-linked. Подобная операция будет достаточно затруднительна и дорога. Ведь эти продукты предполагают различную методику формирования резервов, разную структуру формирования стоимости продукта.
Кроме того, чтобы перевести средства с классической программы в инвестиционную, страховщику придется продать часть сформированных резервов под накопительную программу, а значит, потерять на доходности.
«При желании клиенты смогут разорвать договор накопительного страхования и получить выкупную сумму по предыдущей программе, чтобы инвестировать ее в продукт unit-linked. В любом случае, клиент должен просчитать все «за» и «против», чтобы решить, выгодно ли ему прекратить действие существующей программы для того, чтобы инвестировать средства в unit-linked»,— поясняет господин Орэн.
Куда инвестировать?
Не секрет, что именно страховые компании и пенсионные фонды являются крупнейшими институциональными инвесторами. О перспективах отечественного страхового сектора и возможности инвестирования аккумулированных в нем средств в различные сектора отечественной экономики в Украине говорят давно.
Но пока страховщики не могут активно инвестировать в акции и облигации предприятий, в связи с существующими законодательными ограничениями. Таким образом, по данным на 31.12. 2007 г. из 19,3 млрд. грн. страховых резервов только 7,6 млрд. грн. было инвестировано в акции и облигации отечественных предприятий.
«Перспективы в Украине инвестиционного страхования могут заработать как полноценный финансовый инструмент лет через пять, поскольку резервы, накопленные страхователями в расчете на одного страхователя — физическое лицо, на сегодняшний день мизерные, но начинать, конечно же, нужно сегодня, поскольку дорогу осилит идущий и за один день ее не пройдешь»,— уверен господин Скопыч.
Дело в том, что страховщики могут инвестировать часть средств только в акции первого и второго уровня листинга. По оценкам экспертов, стоимость большинства из этих бумаг завышена.
«Фондовый рынок Украины еще, конечно, слабо развит, малоликвиден, мало инструментов на рынке, но у него очень хорошие перспективы развития и роста в ближайшие несколько лет»,— отмечает господин Гурский. Но страховщики не сомневаются, ликвидность рынка будет расти, компании будут выходить на биржи, когда увидят возможность получить часть аккумулированных страховщиками средств в качестве инвестиций.
По итогам 2007 г. компании по страхованию жизни смогли заработать для своих клиентов от 13% до 18% инвестиционного дохода (включительно с гарантированными по закону 4%). Что значительно выше предлагаемых банками ставок по депозитам. В ситуации, когда на отечественном рынке недостаточно качественных инструментов для инвестирования активов страховых компаний, страховые компании теоретически могут инвестировать часть средств в иностранные ценные бумаги.
Но по сути механизм такого инвестирования не налажен. Для осуществления каждой инвестиции, т.е. покупки каждой бумаги, необходимо получение в Национальном банке индивидуальной лицензии на иностранное инвестирование, что достаточно проблематично. Сейчас ГКЦБФР готовит изменения в ряд законодательных актов, предполагающие появление в Украине депозитарных расписок.
При этом некоторые украинские биржи заявили о внедрении двойного листинга с рядом европейских бирж, что позволит отечественным инвесторам инвестировать в зарубежные активы.