В прошлую пятницу состоялась конференция Киевской городской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры. Геологи, наблюдающие за поведением грунтов в городе, утверждают: катастрофы могут последовать одна за другой уже в ближайшие годы. Об этом информирует Газета по-киевски.
«В Киеве нет абсолютно безопасных участков, все они проблемные, – рассказывает старший научный сотрудник Института геологии НАН Украины, кандидат геологических наук Вадим Рыбин, – а многократное нарушение строительных норм приводит к тому, что грунты начали еще больше деформироваться».
На некоторых участках перепады уже составляют около метра. Фундаменты перекашивает, в домах появляются трещины. Причем, где «выплывет» осадка и где остановится – предсказать невозможно. Один из «свежих» примеров – здание на Стрелецкой, 7/6, рядом с Софией Киевской. Перед началом его строительства, как водится, провели геологические исследования, разработали проект. Но построили совсем не то, что собирались. Увеличили здание на один этаж, надстроили мансарду, заменили легкие деревянные перекрытия железобетонными.
«А грунты оценивались, исходя из совсем другой нагрузки, – говорит Рыбин. – Под то, что сейчас, надо было делать шире фундамент. А так произошла осадка, в эту зону попала стена заповедника «София Киевская», пошел целый веер трещин от колокольни до восточных ворот – около 100 м».
За грунтами в Киеве нужно следить с повышенным вниманием. Но годами на эти «мелочи» никто не обращает внимания. И не только сейчас. Например, в 1960-х гг. вместо существовавшей тропинки ниже холма, на котором стоит Андреевская церковь, проложили аллею. В итоге начались оплывы грунтов, произошла так называемая «подрезка склона», в результате холм приобрел более крутые очертания, сформировались две оползнеопасные зоны.
Мариинский дворец, который сейчас на реставрации, тоже вызывает опасения. Рядом проходит так называемая «трещина закола» – первая фаза образования оползня. Любые работы там нужно вести очень осторожно. Вместо этого – котлован 5 м глубиной. «Трещина закола» в будущем может превратиться в такой оползень, что мало не покажется: все, что наверху, сползет на Парковую дорогу.
Вполне возможно, что усилившаяся деформация грунтов на этом участке, а также все проблемы с Лаврой, где, наверное, не осталось ни одного здания без трещин, вызвана строительством тяжеловесного «монстра на Грушевского» с паркингом размером с футбольное поле. Кстати, на месте дома 9а планировался тот самый мемориал памяти жертв Голодомора, правда, когда он еще был на этапе разработки проекта.
Но участок перехватили, а для мемориала нашли место рядом с Парком Славы, что только усугубило геологическую ситуацию в районе. Ведь участок там даже не оползнеопасный. Он – оползневый. И стоимость строительства многократно возросла из-за того, что его стали укреплять. На деньги, между прочим, обычных налогоплательщиков. Не говоря уже об архитектурном и историческом «ляпсусе». На склоны теперь давят две «свечи» рядом: памятник Славы и мемориал.
Но не только культовые объекты, почти все старинные дома стали испытываться на прочность.
«Старые дома в основном стоят на ленточном фундаменте, – объясняет искусствовед Михаил Дегтярев. – По соседству процветает «точечная» застройка, на сваях. Сваи действуют как плотина, они препятствуют свободному движению грунтовых вод. Сами здания тоже довольно тяжелые. Поднимается уровень грунтовых вод, на Подоле и Печерске подвалы многих домов уже затоплены. Соседство с современными зданиями постоянно пополняет список «жертв». Костел, Русский музей на Терещенковской, Институт геологических наук на И. Гончара, Театр оперетты на Васильковской, обычные жилые дома. Еще несколько лет – и исторический центр исчезнет».
Свайная технология, конечно, надежная, новостройки-то останутся стоять, а вот их соседям жить осталось недолго. Главное, что никому до этого нет дела. Средства в бюджете на предупреждение беды не предусмотрены.
Кризис, остановивший большинство строек в Киеве, только усугубил положение. По словам Рыбина, не могут навредить лишь те стройки, которые остановились на стадии землеотвода. Котлованы и недострои так же опасны, как и готовое строительство.