В 2003 году Иван Мищенко приобрел двухкомнатную квартиру на публичных торгах. Торги проводились филиалом государственной компании «Укрспецюст». До этого квартира была изъята государственными исполнителями за долги в процессе исполнения судебного решения.
Ранее данная квартира принадлежала семье Гущиных, которые, не имея других средств, по решению суда должны были рассчитаться с кредиторами этим имуществом.
При этом государственные исполнители, продав квартиру, рассчитались со всеми кредиторами Гущиных.
Не прошло и года как бывшие собственники изъятой квартиры обратились в суд с иском к районному управлению юстиции, филиалу «Укрспецюста» и Ивану Мищенко о признании публичных торгов по реализации квартиры недействительными.
Квартира с торгов
В иске они утверждали, что договор купли-продажи жилья, заключенный между «Укрспецюстом» (как продавцом) и Иваном Мищенко, является недействительным. Рассмотрев это дело, районный суд вынес решение, которым удовлетворил иск Гущиных
Суд признал публичные торги недействительными и решил вернуть стороны по договору купли-продажи квартиры в предварительное состояние, то есть изъять жилье у Мищенко.
Иван обратился с жалобой в апелляционный суд, однако тот также оставил в силе решение суда первой инстанции, а жалобу ответчика отклонил.
После этого Мищенко подал кассационную жалобу в Верховный Суд Украины.
Именем Украины
Он утверждал, что судами были неверно применены нормы материального и процессуального права. На основании своих доводов он просил отменить решения апелляционного и районного судов, а иск оставить без удовлетворения.
Судейская коллегия, рассмотрев данный спор, решила удовлетворить жалобу Мищенко, а решения судов первой и апелляционной инстанций отменить. Суд исходил из того, что нельзя согласиться с доводами местного и апелляционного судов, поскольку они действовали по нормам законодательства, регулирующим исполнительное производство.
При этом сторонами в исполнительном производстве являются должник и кредитор, а не добросовестный приобретатель, каковым является Мищенко. Согласно закону, должники обязаны были предоставить государственному исполнителю полные ведомости о своих доходах и имуществе в процессе исполнительного производства.
По мнению суда, такие должники имеют право обратиться в суд с жалобой, если считают, что действия госисполнителя нарушают их права и свободы. Судейская коллегия посчитала, что семья Гущиных не воспользовалась своим правом в процессе судебного исполнения. При этом они не могут каким-либо образом отменять результаты торгов, поскольку они не являются сторонами в процессе купли-продажи.
На основании этого Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу Мищенко, а решения судов первой и апелляционной инстанций отменил.