Ландшафтный дизайн
Вам приходилось бывать в таких уголках дикой природы, где душа невольно замирает от восхищения, и ты говоришь сам себе: Вот здесь я хотел бы жить и умереть!
Ты обводишь взглядом деревья, кусты, пригорки, ручейки, небольшие озёра, и даже лужи, затянутые зелёной ряской, и с удивлением понимаешь, что вокруг нет ничего лишнего - ни одной травинки, листика или веточки... Всё на своём месте, ничего не убавить и не прибавить... Так воспринимается музыка гениального композитора или стихи гениального поэта... И слова есть, которые всё это вместе обозначают: Гармония! Совершенство! Безупречность!
А теперь вернёмся на землю, в буквальном смысле этого слова. Основное использование земли в нашей стране отдельными гражданами - легендарные шесть соток, засаженных картошкой, которая при пересчёте усилий, нервов и времени на денежные знаки получается раз пять дороже рыночной. И всё это какой-то остроумец назвал: отдыхать на даче!
А ведь земля должна не отнимать, а отдавать... Не волновать, а успокаивать... Не забирать силы, а наполнять силой! И делать это она может только тогда, когда приезжая на свою фазенду и обводя её взглядом, ты сможешь воскликнуть, как в том, упомянутом нами вначале, уголке дикой природы: Гармония! Совершенство! Безупречность!
И сделать из собственного клочка земли источник сил и вдохновения можно при помощи такого инструмента, как ландшафтный дизайн, который в окрестностях Киева пользуется всё большей и большей популярностью.
Ландшафтные дизайнеры
Всё новые и новые владельцы загородных домов понимают, что для того, чтобы по настоящему отдохнуть на своём ранчо, нужно не самому пытаться высадить вокруг него деревья и кусты, и не привлекать к этому бывших колхозников (которые якобы разбираются в этом, потому что работали на земле!), а подключить к этому процессу профессиональных ландшафтных художников, которые вложат в обустройство ландшафтного дизайна вашего замка под Киевом, весь свой талант, образование и опыт...
Ландшафтный дизайнер, человек, знающий законы композиции, цвета и перспективы, обладающий внутренним чутьём и при этом, имеющим достаточные знания, чтобы передать это бумаге, а затем и проконтролировать, чтобы это было воплощено в жизнь, за короткое время преобразит ваш выгон для колорадских жуков в произведение искусства, останавливаясь на котором, будет отдыхать и ваш глаз, и ваша душа...
И это стоит того, чтобы воплотить его в жизнь!О современном ландшафтном дизайне, садах последних десятилетий и том, что сопутствует им в области архитектуры и искусства, написано немало. Обсуждение этой проблемы продолжается, оставаясь актуальным и сегодня. Ландшафтный дизайн в связи с появлением нового типа заказа - появлением частных угодий, хозяева которых хотели бы грамотно организовать ландшафт своих владений.
В наше время ландшафтные дизайнеры порой не имеют соответствующей подготовки и фундаментальной теоретической базы; подходят к созданию садов со своими представлениями, полагаясь на свой собственный вкус и опыт. То, что получается, не всегда находится на высоком эстетическом уровне. Мы постараемся восполнить пробелы в области ландшафтного дизайна и ландшафтного творчества.
Огромное воздействие на ландшафтную архитектуру оказывает искусство. Мы рассмотрим различные группы садов и приведем примеры влияния на них многих факторов.
К концу 20 века среди всего разнообразия садов выделяется определенная группа, имеющая резкое отличие от традиционных представлений о саде, - так называемые "арт-ландшафты". Сады этой группы используют язык садовых символов, но форма и структура таких садов сходны с произведениями беспредметного искусства 20 века. В такого рода ландшафтном дизайне садов идея превалирует над традиционными характеристиками ландшафта. Другой отличительной особенностью ландшафтного дизайна является использование новых технологий и материалов.
Арт-ландшафты - это лаборатории, в которых зарождаются новые идеи, демонстрирующие перспективы дальнейшего развития ландшафтного дизайна в целом.
Современные сады
На сегодняшний момент в мире существует огромное количество разнообразных вариантов садов. Это и традиционные сады, чти истоки уходят в глубокую древность, сады - скульптуры, сады, составляющие неразрывное целое со зданием, а также сады, опирающиеся на принципы современного беспредметного искусства.
Разместить существующие сады в каких-то жестких рамках невозможно - каждый сад является уникальным произведением ландшафтного дизайна.
В последние десятилетия возникло стремление проектировать здания и произведения ландшафтного дизайна, которые бы находились в равновесии с природой и человеком, с использованием в архитектуре и градостроительстве экологически чистых материалов, источников энергии, применения строительных материалов повторного использования с улучшением качества среды обитания человека.
В современных садах еще нет комплексного решения этой проблемы, но ландшафтные дизайнеры - профессионалы стремятся решить хотя бы ее часть. Современные сады можно разделить на следующие группы:
- сад как часть природы той местности, где он проектируется (японский сад)
- сад как часть инженерных систем
- зеленая архитектура
Сад как часть природы той местности, где он проектируется
В этом саду обыгрывается естественная красота участка, его флоры, окружающей местности. Этот тип наиболее близок традиционному саду, отличаясь от него растущими видами: вместо прихотливых, трудоемких в уходе садовых растений в этих садах используется местная флора, что позволяет не только сохранить растительность той местности, в которой находится сад, но и показать ее красоту. Кроме того, снижается потребление энергии и воды необходимых для ухода за таким садом по сравнению с традиционным.
Если раньше при устройстве садов было принято высаживание изысканных садовых растений, прихотливых в уходе, то идеальное решение для любого современного сада - пышные растения, растущие как бы сами по себе и в гармонии между собой. Сейчас традиционные безукоризненно подстриженные газоны применяются все реже из-за весьма трудоемкого и энергорасточительного ухода за ними. Задача не в имитации дикой природы там, где ее уже нет, а в том, чтобы оставить ей рядом с нами достаточно места, давая возможность жить по ее законам. Прогрессивная часть садовых дизайнеров, таким образом, все более склоняется к натуралистическим посадкам растений, взятых из дикой природы.
Возник даже новый термин - "неодикость", позволяющий делать различие между действительно дикой природой, которой остается все меньше, и попытками компенсировать утраченное, восстанавливая в ландшафтах как бы первозданную природу. В этом смысле европейский ландшафтный дизайн приходит к сходному с японским пониманию мира и человека как части природы, а эстетические принципы построения японских садов оказываются вострнебованными в европейском садоводстве.
В Японии с древних времен бытует представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне его, но как бы внутри. Законы природы при этом для человека обязательны и священны как его собственные нравственные законы, и он стремится к гармонии с природой. Это особенное отношение нашло свое отражение в японском искусстве, и в искусстве садов в частности. По своей сущености, искусство создания садов связано с философским и эстетическим восприятием природы человеком.
В японском саду деревья, кустарники, камни в созданной художником композиции важны не только сами по себе, но и как олицетворение философских представлений: "В малом и единичном человек видит отражение великого и всеобщего, самой Природы как всеобъемлющего макрокосма. Поэтому сад, как и картина пейзажиста, прежде всего выражает отношение к миру и представление о нем" - Тикахаси Хидэминэ.
Новые сады по-настоящему остаются частью природы:
- в них нет газонов;
- не применяются удобрения и химические средства для борьбы с вредителями;
- уход сведен к минимуму
В то же время они полны процветающими растениями, подобранными в строгом соответствии с рекомендациями ботаников-экологов. Растения в таких садах идеально подходят к условиям местного климата и почвам, но размещены и скомпонованы по законам ландшафтного искусства. Идеалом красоты нового стиля стали природные ландшафты - луга, степи и прерии, горы и пустыни, леса и речные долины. Создаваемый сад дает обобщенный образ местности, в которой он разбивается.
Существует два пути для создания такого типа сада:
- облагораживается существующий участок земли
- создается искусственный "дикий сад"
Для первого пути характерен сад, представляющий собой облагороженный уголок леса, дикой природы. Из такого сада удаляются объекты, мешающие и отвлекающие внимание наблюдателя от природной гармонии. Если просматриваются соседские постройки, их маскируют, неприглядные сооружения определенным образом стилизуют, мусор и все лишнее удаляют.
Такой тип сада, по контрасту, отлично сочетается с современными коттеджами в стиле "хай-тек" с применением стекла, дерева, керамической плитки в отделке фасада. Лаконизм архитектурной планировки, отсутствие броских деталей, нарочитая утилитарность конструкций позволяют этим домам буквально сливаться с садом.
Планировка исусственного "дикого сада" проста и представляет собой целостную и законченную живописную природную композицию. Часто основу посадок образуют декоративные злаки, привлекающие взгляд волнующимся от ветра морем листьев и метелок-соцветий.
В последнее время часто используют и так называемые сорные травы - растения, наиболее устойчивые к условиям данной местности. Между ними высаживают устойчивые в местном климате сорта садовых цветов. Видовой состав подбирает специалист с учетом условий участка. На периферии участка высаживают лес из деревьев и кустарников, подобранных с огладкой на окружающий ландшафт.
Сад должен слиться с окружением, создавая у хозяев впечатление дикости и первозданности. По планировке подобные сады могут напоминать английские пейзажные парки, но стоит заметить, что они не сопоставимы по размерам. Это меняет восприятие ландшафта: если в парке важны крупные образы, "картины", то в саду особое внимание уделяется рассматриванию мелочей.
Благодаря экологическому подходу при растительном оформлении садов в обиход озеленителей входят новые, доселе малораспространенные группы растений из семейств гречишных, бобовых, зонтичных, в тенистых местах особая роль отведена папоротникам.
Уход за цветниками сводится к обрезке ранней весной надземной части травянистых многолетников и отмерших ветвей у деревьев и кустарников. Правильно подобранные композиции очень устойчивы и возобновляются практически без помощи и участия садовника.
Сад как часть инженерных систем
К концу 20 века появились принципиально новые здания, способствующие решению многих экологических проблем, и сады становятся в них одним из существенным элементов. Реализация этих проектов связана с защитой окружающей среды, повышением качества среды обитания человека, сохранением природных богатств. Эти энергоэффективные здания, хотя и построены в мире в большом количестве, пока еще не стали ведущим течением в ландшафтном дизайне и архитектуре.
Инженерное использование сада - это новый симбиоз природы и техники. Это одно из наиболее активно развивающихся направлений в современной архитектуре. Сады здесь несут не только эстетические, но и иные функции: являются теплоизоляцией, участвуют в процессе очистки сточных вод, включены в систему вентиляции помещений.
В этих садах применяются самые новые научные и технические разработки для обретения утраченных связей с природой. То есть в городах, где разрыв с природой наиболее заметен, возможность применения садов как части инженерной системы возвращает среде комфорт, а дома превращает в оазисы зелени и уюта.
Зеленая архитектура
Это синтез сада и здания, представляющий единое целое. К этой группе добавляют зеленые фасады зданий, сады на крышах - т.е. все то, что позволяет внести в городскую среду растительную жизнь.
Иногда сад в городе создается только из искусственных материалов - чаще это делается там, где естественные сады не смогли бы существовать или уход за растениями в таких садах был бы очень проблематичным, - например на небольших площадях в центре города, на крышах современных зданий, не выдерживающих дополнительной нагрузки. В застроенной зданиями городской среде они становятся компенсацией естественного ландшафта
|